110-летие А.П. Гайдара
«…И пока не придут со сменою
Не уйду я сам с поста…» (А.П.Гайдар)
К 110-летию со дня рождения писателя.
Клин. 1938 год. По улице Большевистская шагал молодой человек в полувоенной форме. Это был писатель Гайдар. Он приехал в наш тихий провинциальный город с определённой целью – продолжать серьёзно писать. Подумать о будущем, наконец, обрести душевное равновесие. Так получилось, что Гайдар нашёл здесь дом, семью, человеческое тепло, о котором мечтал всю жизнь. Теперь в его жизни появилась жена Дора Матвеевна Чернышова и любимая приёмная дочь Женя. Позади нелёгкая служба разъездного корреспондента, гостиницы, неустроенный быт, бесконечная тоска по любимому сыну Тимуру. Впрочем, она его никогда и не оставляла, и мысленно он написал ему сотни писем, мечтал увидеть «Тимурёнка» взрослым. Размеренный, чуть ли не сельский образ жизни новой семьи, благотворно влиял на здоровье писателя. Гайдар имел возможность часами бездумно бродить по берегу реки Сестры, а потом неожиданно, без перерыва на отдых, писать. Здесь осуществилась, если хотите, национальная идея (определение писателя Л.Кассиля) – рождение тимуровского движения, которое определило судьбу многих поколений детей. Именно в Клину появился первый тимуровский отряд, который насчитывал всего 14 пионеров, и первые страницы повести «Тимур и его команда».
« Надо скорей хвататься опять за работу. Во время работы тревога (личная уходит, приходит озабоченность общая – она осмысленней..», -писал Аркадий Петрович. Дневниковые записи писателя очень кратки, лаконичны, порой разрозненны по смыслу. В них – настроение, планы, текущие проблемы, очень личностные строки родным, друзьям, писательское настроение. Дневник Гайдар вёл всегда, даже, когда был просто учеником реального училища Голиковым. К этой мысли подтолкнула его мама Наталья Аркадьевна, заметила в сыне желание записывать то или иное событие. Она дарит ему первую красивую тетрадь с дарственной надписью «Пусть разгорается ярким огнём божья искра в сердце твоём». И появляются первые записи. И остаются нам в наследство его пять тетрадей под общим названием – дневники, разбитые на временные отрезки, как вся биография Гайдара: Товарищ -1917-1918г.г; «Дальние страны» - 1931г; 1932год; Москва 1933-1934г.г.тетрадь за 1939год;Тетрадь за 1940-1941годы.
Аркадий Петрович Гайдар с1938 по 1941г.г эпизодически приезжал в Клин, часто на короткое время. Книгу «Тимур и его команда» начал писать в Москве, а закончил книгу, когда был на Кавказе.
Запись от 14 июля 1939г.:
« В Москву приехал пятого. Наконец-то вышла «Судьба барабанщика». Шестого гуляли с Дорой. Были в кино и музеях.11-го уехали в Клин. Разговор с Гавриловым об обмерах приусадебных участках»…(Гаврилов - местный агроном);
13 августа.
« За этот месяц только и сделал хорошего, что написал для сборника небольшую сцену в двух картинах «Прохожий». Говорят, что получилось хорошо ».
Май 1939г. Из письма А.П.Гайдара
«Уважаемая Евгения.
..В кавказских краях я купил чудесных семян и мы с Вами в Клину их посадим на грядку, и они очень расцветут красиво. Скоро уже я приеду домой и там посмотрю - кто чего разбил и кто лазил в мой ящик..»
Следующая тетрадь. 1940-1941гг. Июнь, 14-е, Клин.
«Было немало. Сижу в Клину. Написал «Советская площадь», и «Поход» - маленькие новеллы. И весна и лето не ровные. Огород. Ирис – высокие, как гвардия, цветы. Собаки – Игрун и Жулик. Машина с детьми на Головково. (В музее есть фотография – на скамейке - Д. М.Чернышова и дочь Женя, А.П.Гайдар – на коленях у него две собаки). Сегодня начал «Дункан», повесть. Война гремит по земле. Нет больше Норвегии, Голландии, Дании, Люксембурга, Бельгии. Германцы наступают на Париж. Италия на днях вступила в войну…»
29 июля.
« Давно уже Франция разбита. СССР- это уже Бессарабия, Литва, Латвия, Эстония. Пишу «Тимур и его команда», работа идёт неровно и рывками. Был вчера в Поваровке, в детдоме. Разумный снимает картину на Волге».
27 августа.
«Сегодня закончил повесть о Тимуре – больше половины работы сделал в Москве, за последние две недели».
Был у Ванюшки Халтурина.
1 декабря.
«11 градусов мороза, солнечно.
Прошлый год в это время, после поездки в Рязань, я взялся за работу над « Тимуром». Позапрошлый в декабре, кажется, писал «Чук и Гек». Время для меня было крутое. 1938 – Клин- Москва…».
13 декабря.
«Вчера приехал на десять дней в Клин. Надо резко перестроить «Снежную крепость». Мороз. Снег. Меховые унты. – Интересно: а что если образ Нины – это русская широкая песня?»
14 декабря.
«Очень хорошо начал работу – продумал ночную смену часовых. Диктую в местной редакции. (В литературной экспозиции музея представлена печатная машинка, на которой набирались тексты писателя). Послал Разумному (режиссёр фильма «Тимур и его команда» телеграмму. Привезли дров. Купил на базаре свежих окуней. Приехала вчера Наташа (сестра писателя Наталья Аркадьевна) Женюрка больна корью».
« Важная статья «Правды» о военном воспитании детей и молодёжи.18 вечером, вчера, смотрел «Брат героя» Кассиля. Задумано было хорошо. Но поставлено легковесно. Вчера же вечером придумал важный поворот в «Коменданте крепости». Крепость взята и разрушена Ночью сон. Нина Никитина- девочка, которую я ни разу не вспоминал тридцать лет – и её семь сестёр. Светло-оранжевые платья, все похожи одна на другую. Бог мой! И чего только в голове у человека не запрятано. Позавчера я ни за что бы не вспомнил даже ни её, ни как её зовут, ни её фамилии».
19 декабря.
« Потеплело. Ночью долго не мог заснуть. Волновала сцена у разгромленной крепости. Печальный Тимур и песенка Жени «Гори, гори, моя звезда!…
На земле – всё тоже. Англичане и немцы. Англичане и немцы сильно бомбят города…»
В «Комсомолке» хорошая статья о Тимуре. Хвалят Разумного. Это хорошо, ему нужна поддержка…
Вернулся с Камчатки отслуживший срок красноармеец – вот он сидит уже в штатском, рядом - родные, знакомые, а я смотрю и вижу, что люди его уже не знают и не понимают. Не понять им – как далеко он был, что испытал и видел,- а сам он никогда этого рассказать не сумеет..
…Кино. Тревога! Только иногда я в страхе начинаю понимать, какие ещё сильные и опустошительные бури могут неожиданно пронестись по сердцу.
Приезжала Дорик (жена писателя), подарила мне смешную хорьковую куртку, и стал я похож на медведя.»
25 декабря.
« Несколько тревожат меня настроения А.Е (режиссёр Разумный) и Крепса. (Разговор о картине и оловянных солдатиках.) А.Е. отрицает, но у меня смутное подозрение, что в новом сценарии он и я видим не совсем одно и то же. Оба дали мне много дельных замечаний – за это спасибо! Но чувствую у них какую-то осторожность, скованность при подходе к тем эпизодам, которые я считаю самыми главными, и которые мне больше всего нравятся. Это опасно.
Снимался с ребятами в редакции. (Есть в фонде музея фотография - А.П.Гайдар среди клинских пионеров накануне 1939г. Их имена - Селюнина Нина, Жокина Татьяна (Бараночникова), Баринов Коля, Ломтева Галина (Бороникина), Майоров Витя., Якушев). Работал вчера с утра до трёх часов ночи с небольшими перерывами. Основную диктовку второго варианта закончил.
Из письма Д.М. Гайдар. 30 декабря 1939г. Клин.
«…Нашёл машинистку (сотрудник газеты Ананьева), но к субботе мне будут нужны 50 рублей за передиктовку (50 рублей я дал ещё маме и на 40 купил продуктов). ..Никакого пожелания выступать в школе я не давал. За мной пришли, позвали в редакцию,- и все ахали - как же это они не знали, что «Тимур» был написан в Клину. Крепко целую всех. Гайдар».
29 декабря.
«Вчера ночью окончательно выправлен «Комендант». Таким образом, знаменитый номер «Люкс» в клинской гостинице опустевает. Сегодня…уезжаем в Москву. Погода морозная. Солнечная. Хорошо!».
Через два дня, приехав в Москву, А.П.Гайдар продолжает записи. Но в них уже московское настроение. (Аркадий Петрович не считал себя москвичом). Внимательно просматривает периодическую печать, пытается всем написать письма, вспоминает значительные события прошедшего года и делает запись накануне Нового года».
31 декабря.
«Москва. Всё идёт хорошо. Меня опять берут на военный учёт. О «Тимуре» много хороших статей, в том числе и в «Правде»…
Итак, что у меня было в прошедшем сороковом? Весна-Цхалтубо - Батум. Работа над режиссёрским сценарием, потом Клин – повесть о Тимуре. Немного Малеевка. Потом опять Клин – «Комендант снежной крепости». Немного Болшево, Сокольники. На земле тревожно – но в Новый год я вступаю твёрдым, не растерявшимся.»
1941 год. 22 февраля.
« Купил Женюрке канарейку в большой клетке. Гостит у нас Алька – смехотворная девка» (Племянница Гайдара).
4 марта. Клин.
«Пасмурно, слегка тает. Прошлый год в это время я уезжал в Цхалтубо. Сижу - думаю. Раньше я был уверен, что всё это пустяки. Но, очевидно, я на самом деле болен. Иначе откуда эта лёгкая ранимость и часто безотчётная тревога? И это, очевидно, болезнь характера. Никак не могу понять и определить в чём дело? И откуда у меня ощущение большой вины. Иногда оно уходит, становится спокойно, радостно, иногда незаметно подползает, и тогда горит у меня сердце и не смотрят людям в лицо глаза прямо».
Жулик вырос, бегает, гремит цепью, будка в сугробах. Алька копошится с куклами, ей четыре года. Недавно заявила: « Если Аркадий Петрович умрёт, то и я убьюсь тоже - очень забавная девчурка».
«Написал короткую автобиографическую справку для «Пионерки». Но сколько ни бился – больше четырёх строк из обещанного короткого рассказа написать не мог никак».
«Завтра Ильке Артамонову должно исполниться 9 лет, и ещё с вечера он твёрдо решил с утра начать жизнь по-новому».
«Купил и повесил на стену большую политическую карту Европы».
6 марта. Клин.
«В 1941 году должно быть нами заложено 2995 новых предприятий, шахт, заводов, ГЭС и т.д.
15-летний план развития промышленности СССР – мне будет 52 года. Что же, увидеть ещё можно!»
Писатель Аркадий Петрович Гайдар погиб в 37 лет. Не увидел, потому что не дожил. Мужественный человек с детской душой. Ушёл, как ушли мальчишки Гражданской, «сороковых, пороховых», с разной памятью о себе и почти одинаковой военной судьбой – погибли молодыми. Аркадий Петрович оставил нам не только книги, оставил скромные дневниковые записи, письма. И предельно краткую автобиографию, где штрихами, как художник, одним мазком написал мозаику своей жизни. В ней разобраться и просто и сложно. Мы его понимаем. Он всегда делал записи на «потом», дабы со временем их превратить в неожиданные строки будущих книг о времени, о людях, о себе. Не дожил. Не дописал своего героя со светлым будущим, в которое сам свято верил. Образы своих героев вынашивались долго, эпизодически перестраивались сюжеты, изменялось время, менялось авторское отношение к описываемым событиям, но, как правило, всё выстраивалось, находило нужное направление. Тем интересен внутренний мир писателя - мятущийся, беспокойный, стремительно возвышенный с высоким героическим посылом.
Важные вехи его биографии 1938-1941г.г:
1938 год. Приезд в Клин.
Пишет сценарий по повести «Судьба барабанщика».
1939. Указом Президиума Верховного Совета СССР в числе ряда других советских писателей награждён орденом «Знак почёта». Выходит отдельное издание повести «Судьба барабанщика».
1940г. В июне начал повесть «Тимур и его команда». 27 августа закончил её. В конце года в Клину пишет сценарий «Комендант снежной крепости», заканчивает её в декабре.
1941г. Июль. Уезжает на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда». Перед отъездом из Москвы пишет для радио статью- обращение «Берись за оружие, комсомольское племя ».
26 октября. Под деревней Лепляво в бою погиб писатель Аркадий Петрович Гайдар.
«Я пишу главным образом для юношества. Лучший мой читатель – десяти, пятнадцати лет. Этого читателя я люблю, и мне кажется, что я понимаю его, потому что сравнительно не так давно таким же подростком был я сам».
Титова Л.М.
Науч.сотр.Дома –музея А.П.Гайдара.
Список испол.литературы:
А.П.Гайдар Собр.соч. т.4 изд.1982г.
«Дневники, письма.»
Паустовский К.Собр.сочин.т.5 изд. 1958г
Архив дома-музея А.П.Гайдара.
Маршак С. Статья «Воспитание словом»
М.»Союз писателей», 1951г.
Б.Камов. «А.П.Гайдар». Серия ЖЗЛ.
Ж- л «Детская литература» №2., 1979г.
Не уйду я сам с поста…» (А.П.Гайдар)
К 110-летию со дня рождения писателя.
Клин. 1938 год. По улице Большевистская шагал молодой человек в полувоенной форме. Это был писатель Гайдар. Он приехал в наш тихий провинциальный город с определённой целью – продолжать серьёзно писать. Подумать о будущем, наконец, обрести душевное равновесие. Так получилось, что Гайдар нашёл здесь дом, семью, человеческое тепло, о котором мечтал всю жизнь. Теперь в его жизни появилась жена Дора Матвеевна Чернышова и любимая приёмная дочь Женя. Позади нелёгкая служба разъездного корреспондента, гостиницы, неустроенный быт, бесконечная тоска по любимому сыну Тимуру. Впрочем, она его никогда и не оставляла, и мысленно он написал ему сотни писем, мечтал увидеть «Тимурёнка» взрослым. Размеренный, чуть ли не сельский образ жизни новой семьи, благотворно влиял на здоровье писателя. Гайдар имел возможность часами бездумно бродить по берегу реки Сестры, а потом неожиданно, без перерыва на отдых, писать. Здесь осуществилась, если хотите, национальная идея (определение писателя Л.Кассиля) – рождение тимуровского движения, которое определило судьбу многих поколений детей. Именно в Клину появился первый тимуровский отряд, который насчитывал всего 14 пионеров, и первые страницы повести «Тимур и его команда».
« Надо скорей хвататься опять за работу. Во время работы тревога (личная уходит, приходит озабоченность общая – она осмысленней..», -писал Аркадий Петрович. Дневниковые записи писателя очень кратки, лаконичны, порой разрозненны по смыслу. В них – настроение, планы, текущие проблемы, очень личностные строки родным, друзьям, писательское настроение. Дневник Гайдар вёл всегда, даже, когда был просто учеником реального училища Голиковым. К этой мысли подтолкнула его мама Наталья Аркадьевна, заметила в сыне желание записывать то или иное событие. Она дарит ему первую красивую тетрадь с дарственной надписью «Пусть разгорается ярким огнём божья искра в сердце твоём». И появляются первые записи. И остаются нам в наследство его пять тетрадей под общим названием – дневники, разбитые на временные отрезки, как вся биография Гайдара: Товарищ -1917-1918г.г; «Дальние страны» - 1931г; 1932год; Москва 1933-1934г.г.тетрадь за 1939год;Тетрадь за 1940-1941годы.
Аркадий Петрович Гайдар с1938 по 1941г.г эпизодически приезжал в Клин, часто на короткое время. Книгу «Тимур и его команда» начал писать в Москве, а закончил книгу, когда был на Кавказе.
Запись от 14 июля 1939г.:
« В Москву приехал пятого. Наконец-то вышла «Судьба барабанщика». Шестого гуляли с Дорой. Были в кино и музеях.11-го уехали в Клин. Разговор с Гавриловым об обмерах приусадебных участках»…(Гаврилов - местный агроном);
13 августа.
« За этот месяц только и сделал хорошего, что написал для сборника небольшую сцену в двух картинах «Прохожий». Говорят, что получилось хорошо ».
Май 1939г. Из письма А.П.Гайдара
«Уважаемая Евгения.
..В кавказских краях я купил чудесных семян и мы с Вами в Клину их посадим на грядку, и они очень расцветут красиво. Скоро уже я приеду домой и там посмотрю - кто чего разбил и кто лазил в мой ящик..»
Следующая тетрадь. 1940-1941гг. Июнь, 14-е, Клин.
«Было немало. Сижу в Клину. Написал «Советская площадь», и «Поход» - маленькие новеллы. И весна и лето не ровные. Огород. Ирис – высокие, как гвардия, цветы. Собаки – Игрун и Жулик. Машина с детьми на Головково. (В музее есть фотография – на скамейке - Д. М.Чернышова и дочь Женя, А.П.Гайдар – на коленях у него две собаки). Сегодня начал «Дункан», повесть. Война гремит по земле. Нет больше Норвегии, Голландии, Дании, Люксембурга, Бельгии. Германцы наступают на Париж. Италия на днях вступила в войну…»
29 июля.
« Давно уже Франция разбита. СССР- это уже Бессарабия, Литва, Латвия, Эстония. Пишу «Тимур и его команда», работа идёт неровно и рывками. Был вчера в Поваровке, в детдоме. Разумный снимает картину на Волге».
27 августа.
«Сегодня закончил повесть о Тимуре – больше половины работы сделал в Москве, за последние две недели».
Был у Ванюшки Халтурина.
1 декабря.
«11 градусов мороза, солнечно.
Прошлый год в это время, после поездки в Рязань, я взялся за работу над « Тимуром». Позапрошлый в декабре, кажется, писал «Чук и Гек». Время для меня было крутое. 1938 – Клин- Москва…».
13 декабря.
«Вчера приехал на десять дней в Клин. Надо резко перестроить «Снежную крепость». Мороз. Снег. Меховые унты. – Интересно: а что если образ Нины – это русская широкая песня?»
14 декабря.
«Очень хорошо начал работу – продумал ночную смену часовых. Диктую в местной редакции. (В литературной экспозиции музея представлена печатная машинка, на которой набирались тексты писателя). Послал Разумному (режиссёр фильма «Тимур и его команда» телеграмму. Привезли дров. Купил на базаре свежих окуней. Приехала вчера Наташа (сестра писателя Наталья Аркадьевна) Женюрка больна корью».
« Важная статья «Правды» о военном воспитании детей и молодёжи.18 вечером, вчера, смотрел «Брат героя» Кассиля. Задумано было хорошо. Но поставлено легковесно. Вчера же вечером придумал важный поворот в «Коменданте крепости». Крепость взята и разрушена Ночью сон. Нина Никитина- девочка, которую я ни разу не вспоминал тридцать лет – и её семь сестёр. Светло-оранжевые платья, все похожи одна на другую. Бог мой! И чего только в голове у человека не запрятано. Позавчера я ни за что бы не вспомнил даже ни её, ни как её зовут, ни её фамилии».
19 декабря.
« Потеплело. Ночью долго не мог заснуть. Волновала сцена у разгромленной крепости. Печальный Тимур и песенка Жени «Гори, гори, моя звезда!…
На земле – всё тоже. Англичане и немцы. Англичане и немцы сильно бомбят города…»
В «Комсомолке» хорошая статья о Тимуре. Хвалят Разумного. Это хорошо, ему нужна поддержка…
Вернулся с Камчатки отслуживший срок красноармеец – вот он сидит уже в штатском, рядом - родные, знакомые, а я смотрю и вижу, что люди его уже не знают и не понимают. Не понять им – как далеко он был, что испытал и видел,- а сам он никогда этого рассказать не сумеет..
…Кино. Тревога! Только иногда я в страхе начинаю понимать, какие ещё сильные и опустошительные бури могут неожиданно пронестись по сердцу.
Приезжала Дорик (жена писателя), подарила мне смешную хорьковую куртку, и стал я похож на медведя.»
25 декабря.
« Несколько тревожат меня настроения А.Е (режиссёр Разумный) и Крепса. (Разговор о картине и оловянных солдатиках.) А.Е. отрицает, но у меня смутное подозрение, что в новом сценарии он и я видим не совсем одно и то же. Оба дали мне много дельных замечаний – за это спасибо! Но чувствую у них какую-то осторожность, скованность при подходе к тем эпизодам, которые я считаю самыми главными, и которые мне больше всего нравятся. Это опасно.
Снимался с ребятами в редакции. (Есть в фонде музея фотография - А.П.Гайдар среди клинских пионеров накануне 1939г. Их имена - Селюнина Нина, Жокина Татьяна (Бараночникова), Баринов Коля, Ломтева Галина (Бороникина), Майоров Витя., Якушев). Работал вчера с утра до трёх часов ночи с небольшими перерывами. Основную диктовку второго варианта закончил.
Из письма Д.М. Гайдар. 30 декабря 1939г. Клин.
«…Нашёл машинистку (сотрудник газеты Ананьева), но к субботе мне будут нужны 50 рублей за передиктовку (50 рублей я дал ещё маме и на 40 купил продуктов). ..Никакого пожелания выступать в школе я не давал. За мной пришли, позвали в редакцию,- и все ахали - как же это они не знали, что «Тимур» был написан в Клину. Крепко целую всех. Гайдар».
29 декабря.
«Вчера ночью окончательно выправлен «Комендант». Таким образом, знаменитый номер «Люкс» в клинской гостинице опустевает. Сегодня…уезжаем в Москву. Погода морозная. Солнечная. Хорошо!».
Через два дня, приехав в Москву, А.П.Гайдар продолжает записи. Но в них уже московское настроение. (Аркадий Петрович не считал себя москвичом). Внимательно просматривает периодическую печать, пытается всем написать письма, вспоминает значительные события прошедшего года и делает запись накануне Нового года».
31 декабря.
«Москва. Всё идёт хорошо. Меня опять берут на военный учёт. О «Тимуре» много хороших статей, в том числе и в «Правде»…
Итак, что у меня было в прошедшем сороковом? Весна-Цхалтубо - Батум. Работа над режиссёрским сценарием, потом Клин – повесть о Тимуре. Немного Малеевка. Потом опять Клин – «Комендант снежной крепости». Немного Болшево, Сокольники. На земле тревожно – но в Новый год я вступаю твёрдым, не растерявшимся.»
1941 год. 22 февраля.
« Купил Женюрке канарейку в большой клетке. Гостит у нас Алька – смехотворная девка» (Племянница Гайдара).
4 марта. Клин.
«Пасмурно, слегка тает. Прошлый год в это время я уезжал в Цхалтубо. Сижу - думаю. Раньше я был уверен, что всё это пустяки. Но, очевидно, я на самом деле болен. Иначе откуда эта лёгкая ранимость и часто безотчётная тревога? И это, очевидно, болезнь характера. Никак не могу понять и определить в чём дело? И откуда у меня ощущение большой вины. Иногда оно уходит, становится спокойно, радостно, иногда незаметно подползает, и тогда горит у меня сердце и не смотрят людям в лицо глаза прямо».
Жулик вырос, бегает, гремит цепью, будка в сугробах. Алька копошится с куклами, ей четыре года. Недавно заявила: « Если Аркадий Петрович умрёт, то и я убьюсь тоже - очень забавная девчурка».
«Написал короткую автобиографическую справку для «Пионерки». Но сколько ни бился – больше четырёх строк из обещанного короткого рассказа написать не мог никак».
«Завтра Ильке Артамонову должно исполниться 9 лет, и ещё с вечера он твёрдо решил с утра начать жизнь по-новому».
«Купил и повесил на стену большую политическую карту Европы».
6 марта. Клин.
«В 1941 году должно быть нами заложено 2995 новых предприятий, шахт, заводов, ГЭС и т.д.
15-летний план развития промышленности СССР – мне будет 52 года. Что же, увидеть ещё можно!»
Писатель Аркадий Петрович Гайдар погиб в 37 лет. Не увидел, потому что не дожил. Мужественный человек с детской душой. Ушёл, как ушли мальчишки Гражданской, «сороковых, пороховых», с разной памятью о себе и почти одинаковой военной судьбой – погибли молодыми. Аркадий Петрович оставил нам не только книги, оставил скромные дневниковые записи, письма. И предельно краткую автобиографию, где штрихами, как художник, одним мазком написал мозаику своей жизни. В ней разобраться и просто и сложно. Мы его понимаем. Он всегда делал записи на «потом», дабы со временем их превратить в неожиданные строки будущих книг о времени, о людях, о себе. Не дожил. Не дописал своего героя со светлым будущим, в которое сам свято верил. Образы своих героев вынашивались долго, эпизодически перестраивались сюжеты, изменялось время, менялось авторское отношение к описываемым событиям, но, как правило, всё выстраивалось, находило нужное направление. Тем интересен внутренний мир писателя - мятущийся, беспокойный, стремительно возвышенный с высоким героическим посылом.
Важные вехи его биографии 1938-1941г.г:
1938 год. Приезд в Клин.
Пишет сценарий по повести «Судьба барабанщика».
1939. Указом Президиума Верховного Совета СССР в числе ряда других советских писателей награждён орденом «Знак почёта». Выходит отдельное издание повести «Судьба барабанщика».
1940г. В июне начал повесть «Тимур и его команда». 27 августа закончил её. В конце года в Клину пишет сценарий «Комендант снежной крепости», заканчивает её в декабре.
1941г. Июль. Уезжает на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда». Перед отъездом из Москвы пишет для радио статью- обращение «Берись за оружие, комсомольское племя ».
26 октября. Под деревней Лепляво в бою погиб писатель Аркадий Петрович Гайдар.
«Я пишу главным образом для юношества. Лучший мой читатель – десяти, пятнадцати лет. Этого читателя я люблю, и мне кажется, что я понимаю его, потому что сравнительно не так давно таким же подростком был я сам».
Титова Л.М.
Науч.сотр.Дома –музея А.П.Гайдара.
Список испол.литературы:
А.П.Гайдар Собр.соч. т.4 изд.1982г.
«Дневники, письма.»
Паустовский К.Собр.сочин.т.5 изд. 1958г
Архив дома-музея А.П.Гайдара.
Маршак С. Статья «Воспитание словом»
М.»Союз писателей», 1951г.
Б.Камов. «А.П.Гайдар». Серия ЖЗЛ.
Ж- л «Детская литература» №2., 1979г.