«Его жизнь, как светлый маяк»

11.07.2014

«Его жизнь, как светлый маяк»

«Его жизнь, как светлый маяк»

О летчике-испытателе Стогове Н.И.

(К 50-летию полета Юрия Гагарина).

Удивительно, насколько рядом подчас стоят в нашем мире явления и люди, как переплетаются даты, события и судьбы.

Один из наших замечательных земляков, чья жизнь тоже связана с небом, с полетами, - Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР Стогов Николай Ильич. Он родился в деревне Сметанино Клинского района Московской области, в один год с Юрием Гариным - 1934-й.

Николай в раннем детстве остался без родителей, воспитывался бабушкой. 1949 году Николай окончил Петровскую школу, затем переехал жить в город Сочи к родственникам.

В 1952 году Николай Стогов поступил в военную авиационную школу подготовки летчиков (ВАШПОЛ) в г. Павлограде Днепропетровской области, которую окончил в 1954 году. После был переведен в Чугуевское военное авиационное училище летчиков.

Об этом учебном заведении стоит рассказать подробнее. Авиационное училище летчиков в небольшом городе Чугуеве Харьковской области (ЧВАУЛ) было основано еще в 1930-е годы и поначалу называлось военной школой летчиков. Позже оно было переименовано в Харьковское высшее военное училище.

В стенах Чугуевского авиационного, как говорится, «стали на крыло» тысячи летчиков, из них 236 - Герои Советского Союза, 12 – получили звание дважды.

В списке 49 самых известных выпускников Чугуевского авиационного училища 37 Героев Советского Союза, среди них 10 человек – дважды Герои СССР, а один из лучших наших асов времен второй мировой войны – Иван Никитович Кожедуб - трижды удостоен высокого звания. В числе выпускников - космонавты: Аксенов, Добровольский, Джанибеков, Леонов, Ляхов, Лазарев, Филипченко. Стогов Николай Ильич также включен в список самых известных выпускников училища.

Чугуевское авиационное училище Николай Стогов окончил в 1957 году и был направлен в одну из строевых частей ВВС.

В 1961 году Н.И.Стогов поступил на заочное отделение Московского авиационного института, который окончил в 1967 году.

С 1965 года Николай Ильич служил летчиком-испытателем, он посвятил этой профессии 17 лет жизни. В Клинском краеведческом музее хранятся документы и фотографии, рассказывающие о нашем земляке. Неизменный интерес у посетителей выставок вызывают предметы экипировки летчика-испытателя: высотно-компенсирующий костюм с гермошлемом, противоперегрузочный костюм, защитный шлем летчика-испытателя, кислородная маска.

В 1972 году Николай Ильич Стогов за большой вклад в деле испытания новой авиационной техники награжден Орденом Красной Звезды, в 1976 году - Орденом Трудового Красного Знамени. В 1979 году ему было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

За мужество и отвагу, проявленные при испытаниях новой авиационной техники в 1982 году был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Николай Ильич Стогов погиб при исполнении испытательного полета 28 апреля 1982 года.

Символично, что будущий Герой летчик- испытатель самолетов Николай Стогов и будущий Герой летчик- испытатель первого космического аппарата Юрий Гагарин появились на свет в 1934 году, когда в нашей стране была учреждена высшая степень отличия СССР – звание Героя Советского Союза. Первыми этого звания были удостоены 20 апреля 1934 года отважные летчики-полярники за спасение терпящих бедствие челюскинцев. В сентябре 1934года высокое звание было присвоено также летчику - М.М. Громову за установление мирового рекорда дальности полета. За военные подвиги звание Героя Советского Союза удостоились 11 командиров Красной Армии – участников гражданской войны в Испании; примечательно, что все они тоже были летчики. Летчиком был и Валерий Чкалов. Все эти истории об отважных летчиках – не придуманные, а реальные, - будоражили умы тогдашних мальчишек. Мальчишки с детства «впитывали» подвиги своих героических современников. Неудивительно, что тогда многие из них мечтали об авиации.

Спустя годы один из первых Героев Советского Союза, участвовавших в спасении «челюскинцев» генерал Николай Петрович Каманин возглавил группу специалистов разного профиля, поехавшую по полкам и частям ВВС для отбора будущих космонавтов. По мнению Главного конструктора С.П.Королева, космонавтом мог и должен был стать военный летчик. Обладающий быстрой реакцией на сложившуюся экстремальную ситуацию и способный принимать самостоятельные решения в автономном полете..

Сменилось время. У современных мальчишек – другие увлечения. Но хочется, чтобысудьбы достойнейших из наших соотечественников, таких, как Николай Стогов, служили светлым маяком и не позволяли мальчишкам сбиться с курса.

Клинский краеведческий музей, Лисицына Н.Е.


← Назад к списку